Почему птицы летают, а лошади нет
Известно, что все классы летающих существ умещаются в диапазоне масс от 3 мг у мошки до 12 кг у альбатроса. Тяжелее альбатроса природа ничего не создала. Значит есть пределы и у природы, которые она перешагнуть не может. Рассмотрим эти проблемы с точки зрения аэромеханики.
В авиации известен закон квадрата-куба, который гласит:
С увеличением размеров аппарата площадь его поверхности растет пропорционально квадрату линейного размера, а масса - пропорционально кубу.
Математически его можно записать следующим образом:
1(L) - 2(S) - 3(M)
Таким образом масса растет очень быстро. Но одного этого закона недостаточно, чтобы обьяснить рассматриваемую проблему. Продолжим этот ряд.
В аэродинамике имеется понятие потребной мощности для обеспечения установившегося горизонтального полета летательного аппарата, которая определяется по формуле:
Nп = M V / K
где
M - масса летательного аппарата
V - скорость полета
K - аэродинамическое качество летательного аппарата
Аэродинамическое качество - это отношение подьемной силы (в установившемся полете она равна весу летательного аппарата) к силе его аэродинамического сопротивления. Чем выше аэродинамическое качество, тем совершеннее аппарат и тем меньше потребная мощность двигателя. Из птиц самое высокое аэродинамическое качество имеет альбатрос, но и у небольших птиц качество достаточно высокое, например у стрижей. Аэродинамическое качество с уменьшением размеров несколько уменьшается, но в первом приближении можно принять его для птиц независимым от массы.
Рассмотрим как изменяется скорость полета при изменении массы птиц.
В соответствии с законом
1 - 2 - 3 площадь крыльев изменяется медленнее чем масса, то есть с с увеличением массы растет удельная нагрузка на единицу площади и наоборот. Изучение влияния удельной нагрузки на скорость полета птиц показывает, что имеется определенная закономерность между этими двумя параметрами: чем больше удельная нагрузка на крыло, тем больше скорость полета и наоборот. Эта зависимость определяется по формуле:
V = (2 M / S Cy p)0,5 = (M / S)0,5(2 / Cy p)0,5
где
Cy - Коэфиициент подьемной силы
p - плотность воздуха
Так как
Cy и
p можно считать постоянными, то в первом приближении можно принять, что скорость полета пропорциональна линейному размеру в степени 0,5, то есть потребная мощность пропорциональна увеличению линейного размера в стапени 3,5 и закон будет иметь следующий вид:
1(L) - 2(S) - 3(M) - 3,5(Nп)
Отсюда общая тенденция - потребная мощность с увеличением массы птиц растет быстрее, чем увеличивается масса, и уменьшается быстрее, чем уменьшается масса. Вы обратили внимание как летают большие и маленькие птицы? Большие птицы совершают в основном планирующий полет, используя восходящие потоки воздуха, и производя взмахи только на короткое время для взлета или поиска восходящего потока. МАленькие птички в течение всего полета энергично машут крыльями, и чем меньше птичка, тем частота взмахов больше.
Отсюда следует, что при уменьшении массы потребная мощность уменьшается быстрее и природа позволяет маленьким птичкам не только меньше заботиться о своем аэродинамическом совершенстве, но и иметь относительно менее мощную мускулатуру. Маленькие птички компенсируют недостаток аэродинамического качества путем некоторого увеличения мощности (частота взмахов увеличивается, например колибри делает 200 взмахов в секунду). Большие птицы недостаток мощности компенсируют увеличением аэродинамического качества и изменением методики выполнения полета (частота взмахов уменьшается и большая часть полета это планирование).
Если мы перейдем к насекомым, то здесь масса уменьшается скачкообразно, а скачок в потребной мощности оказывается еще большим, то есть потребная мощность оказывается настолько малой, что с лихвой компенсирует все недостатки аэродинамики. У больших птиц относительная масса крыльев и мышц составляет больше половины массы птицы, а у насекомых на порядок меньше. Теперь становится понятно почему летают жуки и прочие насекомые с такой несовершенной аэродинамикой.
Автор: И. А. Азарьев г. Киев (сокращенный вариант)
по материалам:
Аэромастер 3-4 2001