Компоновка и габариты пассажирских кабин
Статистика по параметрам пассажирских кабин легких самолетов показывает, что длина, высота и ширина приближенно следуют линейным зависимостям:
Lкаб = 0,694 + 0,414Nпас
hкаб = 1,09 + 0,0428Nпас
Lкаб = 1,03 + 0,0506Nпас
где L - длина, h - высота и b - ширина кабины, N - число пассажиров.
На легких самолетах сечение фюзеляжа делают либо в виде прямоугольника со скругленными углами, либо овальной формы, либо в виде круга.
Каждая из форм сечений имеет приемущества и недостатки.
Например, приемуществом прямоугольной формы является простота изготовления плоских панелей фюзеляжа. Однако фюзеляж с такой формой сечения нецелесообразно делать герметичным, поскольку плоские панели, нагруженные избыточным давлением, имеют значительный вес. Поэтому прямоугольная форма сечения фюзеляжа может быть рекомендована для самолетов с крейсерской высотой полета до 3000 м. Кроме того, требуется дополнительные конструктивно - технологические мероприятия для повышения местной жесткости плоских панелей. Прямоугольная форма фюзеляжа при одинаковом миделе с другими формами сечения фюзеляжа имеет наибольший периметр и следовательно, большую площадь ометаемой поверхности.
При высоте полета свыше 3000 м и до 4000 - 5000 м когда может потребоваться сравнительно небольшое избыточное давление в кабине пассажиров и экипажа, может оказаться целесообразным сечение фюзеляжа овальной формы.
Если высота полета свыше 5000 - 6000 м и требуется гермокабина, то наилучшей формой сечения фюзеляжа является круг.
По аналогии с позой пилота изображается поза пассажира. Потолок кабины должен находиться на расстоянии не менее 100 мм от верхней точки контура головы. Принимается средняя ширина плеч пассажира 510 мм. Заднее кресло для двух или трех пассажиров иногда делают общим сидением. Однако более комфортабельным считается вариант с индивидуальным креслами и подлокотниками. Ширина сидения кресла - 420 мм, габаритная высота кресла - 890 мм.
Нормы летной годности самолетов требуют, чтобы каждая система "Кресло + система фиксации человека" установленная по направлению или против направления полета самолета нормальной, многоцелевой или акробатической категории должна состоять из кресла, поясных и плечевых ремней, обеспечивающих защиту человека при аварийной посадке. ПРи других установках кресла должен обеспечиваться такой же уровень безопасности.
Примеры компоновок кабин некоторых легких пассажирских самолетов приведены ниже:
Каждая отдельная пассажирская кабина должна иметь по крайней мере одну легкодоступную наружную дверь.
На всех легких самолетах с числом посадочных мест 2 и более (за исключением самолетов с кабинами, закрываемыми фонарем) должен быть по крайней мере один аварийный выход на борту кабины, противоположном основной двери. Аварийными выходами могут быть подвижные иллюминаторы, панели, фонари и наружные двери, которые обеспечивают открытый и беспрепятственный проем с размерами, позволяющими вписать эллипс 483 х 660 мм.
На многодвигательных самолетах при аварийном приводнении должен быть либо один бортовой аварийный выход выше ватерлинии, либо один верхний аварийный выход с размерами не менее 510 х 915 мм (ширина х длина) с радиусом закругления углов не более 1/3 ширины выхода.
Источник: А. Р. Арепьев "Вопросы проектирования легких самолетов