Компоновка гидросамолета
В процессе разработки компоновочного чертежа уточняется взаимное расположение основных агрегатов гидросамолета. По
найденным размерам вычерчивается контур боковой проекции лодки или поплавка, намечается отвечающее требованиям гидродинамики положение центра масс гидросамолета относительно носа лодки и положение хвостового оперения. Для нейтрализации пикирующего момента от тяги винта, линия действия которой обычно проходит выше центра масс гидросамолета, целесообразно располагать стабилизатор под соответствующим углом установки в струе винта. Подьем стабилизатора рекомендуется также и в целях его зазиты от повреждений волной, поднимаемой при разбеге гидросамолета.
Определяется приблищенно осадка в сечении по первому редану:
где
- взлетная масса (для двухпоплавкового гидросамолета берется 0,5
),
- грузовая ватерлиния соответствующая
= (0,5
).
= 0,92 - 0,96
- для двухреданных лодок,
= 0,82 - 0,96
- для однореданных лодок.
- коэффициент полноты водоизмещения погруженной части корпуса (
= 0,43 - 0,50). Меньшие значения
соответствуют большим углам поперечной килеватости днища. Для лодок и поплавков с плоским днищем
= 0,5.
Грузовая ватерлиния проводится под углом начального дифферента
, отсчитываемого от линии, параллельной килю цилиндрического участка корпуса.
= 1,5 - 2,5
0 для лодок и 2,5 - 3,5
0 - для поплавков.
Определяется положение крыла.
Угол его установки должен обеспечить возможно меньшее сопротивление корпуса на крейсерском режиме полета, посадку самолета на два редана и отрыв при взлете на углах атаки, не превышающих критического значения. Этим противоречивым условиям соотвествуют следующие значения:
Здесь
-угол установки крыла относительно оси фюзеляжа поплавкового гидросамолета или корпуса лодки,
- угол установки поплавка относительно оси фюзеляжа.
= 0 для лодок,
= 0 - 3
0 для поплавковых гидросамолетов.
- угол атаки крыла на крейсерском режиме полета,
и
- критические углы атаки крыла на посадке и при взлете.
= 8 - 9
0 - угол дифферента гидросамолета при отрыве. Значения
и
берутся с учетом положения механизации крыла на взлете и посадке.
Расположение воздушного винта намечается с учетом следующих рекомендаций и требований:
- На основном (крейсерском) режиме полета направление тяги винта должно совпадать с линией полета или составлять с ней угол не более 1,5 - 2,50
- Зазор между концом лопасти винта и палубой лодки должен быть не менее 50 - 75 мм
- Для исключения возможности попадания воды на винт двухпоплавкового гидросамолета зазор между концами лопасти и поверхностью воды (ватерлинией) должен быть не менее 500 мм. С этой же целью плоскость вращения винта должна проходить над точками пересечения скулы с ватерлинией или впереди нее
- Для гидросамолетов, с установкой двигателя на крыле зазор между винтами и водой рекомендуется выбирать не менее 500 мм
источник: А.А.Бадягин Ф.А.Мухамедов "Проектирование легких самолетов" Москва "Машиностроение" 1978 г.