Строим  самолетэнциклопедия авиасамодельщика Soviet Ultralight and Homebuilt Aircraft Download aircraft line drawings Aircraft painting schemes www.stroim-samolet.ru   






ultralights for sale, aircraft parts



Мероприятия по обеспечению необходимой центровки самолета


Обеспечение правильной центровки самолета - важный показатель его безопасной эксплуатации. Поэтому при изготовлении самолета важно постоянно следить за тем, чтобы ее истинное положение укладывалось в расчетный диапазон центровок. На положение центра тяжести самолета влияет как вес, так и расположение агрегатов самолета. Использование двигателей, винтов, других агрегатов, имеющих отличный от указанных в документации вес может значительно влиять на положение центра тяжести. Особенно это относится к самолетам, изготавливаемым по приобретенным чертежам, или из KITов.

Самый важный из агрегатов самолета, который может оказать заметное изменение центра тяжести это конечно двигатель и винт. Иногда вес силовой установки может составлять до 10-15 % от массы всей конструкции, так что даже незначительное изменение весовых показателей двигателя или его положения приводит к значительному смещению центровки. Обычно установка более мощных двигателей или более скоростных винтов, имеющих больший вес, приводит к перемещению координаты центра тяжести вперед. Хотя далеко не всегда. Многие современные двигатели могут быть легче, поэтому при замене двигателя старой версии на новый, той же мощности центр тяжести переместится назад. Аналогично использование пластиковых винтов взамен металлических, также облегчает носовую часть самолета, что смещает центровку назад.

С другой стороны на центровку влияет удаление отдельных элементов планера от координаты центра тяжести. Например хвостовое оперение расположено наиболее далеко, поэтому даже незначительное изменение веса киля, стабилизатора или рулей может также значительно влиять на изменение центровки. Наибольшее влияние здесь оказывает качество изготовления поверхности, особенно на пластиковых самолетах, где при недостаточном контроле толщины обшивки может произойти увеличение веса конструкции. Также увеличение веса может быть спровоцировано необходимостью использования более тяжелых противовесов на рулях высоты и направления.

Если реальное положение центра тяжести не совпадает с расчетных и выходит за пределы необходимого диапазона, конструктор сталкивается с проблемой его коррекции. Если центр тяжести смещен вперед - самолет с трудом отрывает переднюю стойку при разбеге и плохо управляется на низких скоростях, что небезопасно. Если центр тяжести значительно смещен назад - самолет становится неустойчивым в полете.

Обеспечить нужное положение центровки в подобных ситуациях можно двумя способами - либо переместить некоторые агрегаты самолета вперед или назад, либо добавить балласт.

При перемещении агрегатов следует знать, что чем боле вес агрегата, или расстояние, на которое он перемещается - тем большее влияние это оказывает на положение центра тяжести. Исходя из этого, можно либо немного переместить тяжелый агрегат, либо более значительно легкий.

Но часто бывает так, что те агрегаты, которые легко можно переместить имеют недостаточный вес, чтобы получить в итоге нужное положение центровки. Связано это с тем, что обычно самолеты имеют длинную хвостовую часть, и короткую носовую. Малая длина носовой части не позволяет значительно переместить, к примеру двигатель, вперед. В случае же излишне передней центровки длинная хвостовая балка самолета позволяет переместив сравнительно легкие агрегаты ближе к оперению достаточно сместить центр тяжести назад.

В любом самолете обычно присутствует компонент, который легко можно переместить, который имеет небольшие габариты, но достаточно большой вес - это аккумулятор. В фюзеляже самолета аккумулятор можно установить практически в любом месте - перед противопожарной перегородкой, или за ней, а также в задней части кабины или даже в хвостовой части самолета.

При коррекции центра тяжести рекомендуется изменять положение только тех компонентов, которые имеют фиксированное положение в полете. Не рекомендуется изменять положение центровки за счет перемещения положения пассажиров, багажа или топлива, так как необходимое положение центра тяжести может быть обеспечено только при определенных вариантах загрузки или заправки самолета.

источник: KITPLANES





Владелец сайта не несет ответственность за результаты и последствия, полученные при попытках использования кем-либо данных технических и иных материалов данного сайта как руководство к действию для самостоятельного творчества.