Выбор ориентировочных размеров и формы фюзеляжа
Фюзеляж служит для размещения пилота, двигателя, топлива, оборудования, проводки управления и т. п. С точки зрения строительной механики он является силовым элементом, воспринимающим нагрузки от всех частей самолета.
Наибольшего внимания заслуживают вопросы размещения пилота и силовой установки.
При переднем расположении двигателя центр тяжести СЛА смещается вперед и для обеспечения заданной центровки кабину пилота, как правило, необходимо смещать до лонжерона крыла. В некоторых случаях и этой меры оказывается недостаточно. Тогда приходится отказываться от наиболее выгодного, с точки зрения аэродинамики, среднего расположения крыла и переходить к его верхнему или нижнему расположению.
Достоинствами верхнего расположения крыла являются:
- уменьшение аэродинамического сопротивления от интерференции сочетания «крыло-фюзеляж»
- улучшение обзора поверхности земли из кабины пилота
- обеспечение возможности установки двигателей на крыле и использования подкосной схемы крыла
К недостаткам верхнего расположения крыла можно отнести уменьшение эффективности вертикального оперения на больших углах атаки крыла, когда оперение попадает в спутную струю от крыла.
При нижнем расположении крыла обеспечивается возможность установки на нем основных стоек шасси. Несколько уменьшается масса фюзеляжа, так как передача усилий от масс пилота и двигателя на крыло и шасси осуществляется по кратчайшему пути.
Следует учитывать, что при нижнем расположении крыла усиливается эффект экрана земли (рис. 1. 21), увеличивающий коэффициент подъемной силы крыла С и значение аэродинамического качества К на этапах взлета и посадки.
Рис 1.21 Зависимость коэффициента подьемной силы и качества от относительной высоты крыла над землей В некоторых случаях он играет отрицательную роль, увеличивая посадочную дистанцию.
Таким образом, выбор высокоплана или низкоплана зависит от комплекса компоновочных и иных ограничений.
Размеры хвостовой части СЛА определяются потребным выносом оперения.
При заднем расположении силовой установки заданной центровки можно достичь за счет смещения кабины пилота вперед. При этом хвостовая часть фюзеляжа должна обеспечивать свободное вращение винта, то есть находиться вне диска, ометаемого винтом.
В некоторых случаях в качестве хвостовой части фюзеляжа может быть использована дюралевая труба или труба, изготовленная из композиционных материалов.
по материалам: П.И.Чумак, В.Ф Кривокрысенко "Расчет и проектирование СЛА"