Расчет взлетной массы СЛА в первом приближении
Масса проектируемого СЛА определяется методом последовательных приближений.
Расчет взлетной массы в первом приближении осуществляется после разработки технического задания.
При расчете взлетной массы то исходят из того, что масса самолета состоит из масс отдельных его частей:
Однако при расчетах удобнее пользоваться уравнением баланса масс самолета в относительных величинах. Для этого производится деление всех членов уравнения (1.1) на взлетную массу т.о. Полученное уравнение имеет вид:
Относительные массы частей СЛА берутся из статистики с учетом типа и назначения ЛА (табл. 1.2).
Таблица 1.2 Относительные массы частей СЛА
Относительную массу топлива приближенно можно определить по формуле
Если к моменту определения взлетной массы в первом приближении конструктором уже выбран какой-либо прототип, то целесообразно указанные в табл. 1.2 значения выбирать, а иногда и корректировать с учетом предполагаемой схемы СЛА. Недопустимо, хотя и заманчиво, выбирать более низкие значения относительных масс из указанного диапазона, если не предполагается использование новых высокопрочных материалов, принципиально новых схем, технических решений, технологий и т. д. В противном случае фактическая масса СЛА в процессе проектирования и изготовления окажется намного больше расчетной.
После определения относительных масс всех частей СЛА, воспользовавшись уравнением (1.2), можно определить относительную массу полезной нагрузки:
Далее необходимо уточнить, что следует понимать под полезной нагрузкой для разрабатываемого СЛА. Так, например, для патрульного самолета к полезной нагрузке можно отнести массу пилота, связную радиостанцию, аккумулятор, фото- и киноаппаратуру, сигнальные ракеты, аптечку неотложной медицинской помощи, запас воды и т. д. Если масса полезной нагрузки известна, то взлетная масса СЛА определяется по формуле
по материалам: П.И.Чумак, В.Ф Кривокрысенко "Расчет и проектирование СЛА"