Строим  самолетэнциклопедия авиасамодельщика Soviet Ultralight and Homebuilt Aircraft Download aircraft line drawings Aircraft painting schemes www.stroim-samolet.ru   






ultralights for sale, aircraft parts



Poly-Fiber вместо перкали и эмалита


До недавнего времени если в конструкции самолета применялась полотняная обшивка, то она представляла собой хлопчатобумажную ткань, покрытую нитролаком. Когда в 60-х годах фирмой "Дюпон" была создана полиэстеровая ткань под названием дакрон. Появление этой ткани дало толчок к созданию нового материала для обтяжки поверхностей самолета. Этими исследованиями занимался человек по имени Рей Ститс. В результате созданный им материал по своим свойствам был значительно лучше, чем используемые ранее ткани. В отличии от них этот материал не горел, не сжимался и пропитка со временем не отслаивалась от ткани.

В системе "Ститс Poly-Fiber" не использовался аэролак (эмалит). Все жидкости в системе Poly-Fiber были сделаны на основе винила. Все разбавители и другие химсоставы были из одного химического "семейства". Поэтому все они образуют как бы единый слой материала. Так же, в эти жидкости были добавлены составы уменьшающие их пожароопасность.

После создания в начале 60-х Ститсом, система стала самой популярной для обтяжки самолетов, сохраняет свою популярность по сей день и носит имя «Poly-Fiber».

С 1965 года покрытие "Poly-Fiber" получило официальный сертификат в США для всех типов самолетов. Набор продуктов Poly-Fiber представляет собой полный комплект для каждой из стадий процесса обтяжки самолета - от подготовки поверхности до нанесения финального слоя краски. При этом следующая перетяжка потребуется ему не ранее чем через 30 лет!

Несмотря на то, что материал уже более 40 лет имеет сертификацию в США и пользуется большой популярностью во всем мире в РОссии система Poly-Fiber еще мало распространена. Хотя если сравнить ее с обычной хлопчатобумажной тканью то приемущества налицо:

В отличии от хлопчатобумажной ткани Poly-Fiber не сжимается со временем, покрытие остается эластичным и не покрывается трещинами, для быстрого ремонта ткани можно просто смывать слои покрытия, он не горюч, а также имеет в 1,5 - 2 раза меньший вес и в 5 - 6 раз больший срок службы. Помимо всего прочего, несмотря на легкость, ткань Poly-Fiber не только не уступает, но даже превосходит перкаль на разрыв.

Обтянуть самолет с помощью Poly-Fiber значительно проще чем сделать то же самое перкалью. Не надо ничего сшивать и делать точный раскрой ткани. Ткань закрепляется с помощью фирменного клея по периметру крыла, хотя это можно сделать и традиционными механическими креплениями к нервюрам - заклепками, шурупами, шнуром и т.п, после чего натягивается простым проглаживанием горячим утюгом, за счет термоусадки (до 10 %).

Материалы, применяемые в системе Poly-Fiber

Средства для подготовки к обтяжке

  • Эпоксидный Грунт
  • Эпоксидный Лак
  • Эпоксидная Шпаклевка
  • Очистители Поверхности
Эпоксидный Грунт

Производится двух цветов: зеленого или белого. Это высокого качества, однократного отверждения, защищающий от коррозии, быстро сохнущий грунт, обладающий стойкостью к химикатам и растворителям. Закрепляется на любых металлических поверхностях лучше чем любой другой тип покрытия. Наносится и затвердевает при температурах не менее 2 градусов Цельсия.

Для приготовления необходимо смешать в пропорции 2 части грунта на 1 часть отвердителя - катализатора (поставляется с грунтом). Затем к 2 частям полученной смеси добавить 1 часть разбавителя (также поставляется с грунтом).

Расход: приблизительно 1 литр на 24 квадратных метра.

Сроки хранения: Гарантированный срок хранения 2 года в закрытой таре при температуре не выше 38 градусов Цельсия. При замерзании свойства сохраняются.

Эпоксидный Лак

Прозрачный, с хорошим глянцем лак для применения на внутренних и внешних поверхностях. Двухкомпонентный эпоксидный лак для деревянных поверхностей имеет хорошую стойкость против воздействия химикатов и растворителей. Стойкость к воздействию внешних факторов и долговечность эпоксидного лака может быть эквивалентна или выше чем у любого однокомпонентного лака . Может быть использован поверх любого однокомпонентного лака, грунта или любого лакокрасочного покрытия для придания стойкости к химикатам и растворителям.

Для приготовления необходимо смешать по пропорции 2 части лака на 1 часть отвердителя (поставляется с лаком). Затем добавить к 2 частям лака с отвердителем 1 часть разбавителя (также поставляется с лаком).

Расход: Приблизительно 1 литр на 14 квадратных метов.

Срок хранения: Гарантированный срок хранения 2 года в закрытой таре. При замерзании свойства сохраняются.

Эпоксидная Шпаклевка SuperFil

Очень легкая, защищающая от коррозии, эпоксидная шпаклевка для использования в авиации, а также для морских судов и автомобилей. Имеет хорошую адгезию с композитами, алюминием, сталью и деревянными поверхностями, в том числе покрытыми лаком. Перед нанесением шпаклевки следует зашкурить гладкие поверхности для получения шероховатости. Для нанесения слоя требуемой толщины используется твердый или резиновый шпатель. Эпоксидный грунт или лак может быть нанесен прямо поверх SuperFil. Пока шпаклевка не затвердела она может быть удалена с помощью МЕК.

SuperFil состоит из двух компонентов. Перед применением необходимо смешать 2 части А с одной частью В.

Срок хранения: Гарантированный срок хранения 2 года в закрытой таре.

Очистители Поверхности

Aluma-Dyne

Протравливатель и осветлитель на основе фосфорной кислоты Это эффективный, многоцелевой очиститель, подготавливающий под покраску все алюминиевые поверхности. Может очистить и удалить масляные пленки, природные оксиды, пятна от воздействия окружающей среды и неглубокую коррозию. После протравливания увеличивается сцепление поверхности с фирменным грунтом. Восстанавливает внешний вид алюминия. Поставляемый концентрированным требует разведения с водой перед применением. Поверхность очищается от 1 до 5 минут. Пока поверхность еще влажная необходимо промыть ее водой, а затем протереть тряпкой. Горячую воду использовать нельзя. Небольшое количество кислоты может остаться вокруг головок заклепок или в швах и вызвать проблемы с нанесением грунта. Для устанения этого необходимо продуть сжатым воздухом петли, швы и шарниры - в них может остаться кислота.

Расход: Приблизительно 1 литр на 25 квадратных метров.

Для приготовления необходимо разбавить 1 часть Aluma-Dyne в 2 частях воды.

Metl-Sol

Очиститель металлических поверхностей. Смесь с сильными растворяющими способностями, специально созданная для удаления масла, силикона, ваксы и других загрязнений со всех металлических поверхностей перед нанесением грунта. Не рекомендуется для окрашенных поверхностей и для очистки акриловых стекол- они могут быть разъедены и повреждены. Непосредственно перед нанесением грунта необходимо смочить чистую тряпку или бумажное полотенце в Metl-Sol и как следует протереть поверхность.

Paint Surface Cleaner

Очиститель окрашенных и загрунтованных поверхностей. Средне растворяющая смесь созданная для удаления масла, силикона, ваксы и других загрязнений со всех окрашенных и загрунтованных поверхностей, не разъедающая и не повреждающая покрытие. Может также использоваться для удаления следов клея от скотча на окрашенных поверхностях и для акриловых стекол без их повреждения.

Alkaline Cleaner

Щелочной очиститель. Это эффективный, проникающий очиститель с моющими свойствами. Поставляется концентрированным, перед применением необходимо разбавить в 32 частях воды.

Ткань Poly-Fiber

Ткань Poly-Fiber предназначена для всех видов самолётов и условий эксплуатации. Полиестировая ткань Poly-Fiber натягивается утюгом на рассчитанный процент усадки. Она обладает высокими эксплуатационными свойствами и при правильным применении служит до 20 -30 лет.

Есть три вида polyester ткани Poly-Fiber - Сверхпрочный, стандартный, и лёгкий. Сверхпрочный и стандартный сертифицированы для использования на всех видах самолётов. Также они могут быть использованы смешанно на одном самолёте.

Лёгкая ткань не сертифицирована и рекомендуется для ультралайтов и для покрытия фанерных поверхностей на всех самолётах. Нельзя применять лёгкую ткань на сертифицированных самолётах кроме покрытия фанерных частей.

Сверхпрочный: Сертифицирован. Рекомендуется для самых тяжёлых условий эксплуатации и на самолётах с очень высокой нагрузкой на крыло. Большой размер волокна и превосходная прочность представляет наибольшую защиту против камней и образования дыр. Подходит для эксплуатации сельскохозяйственных самолетов.

Рекомендуется: Для пилотажных самолётов, сельскохозяйственных, самолётов которые летают в диких условиях, старых (восстановленных) военных.

Стандартный: Сертифицирован. Считается стандартной тканью Poly Fiber. Рекомендуется для эксплуатации в типичных условиях не зависимо от мощности мотора или нагрузки на крыло.

Рекомендуется: Для современных и классических самолётов в рядовых условиях.

Лёгкий: Не сертифицирован. Для покрытия деревянных поверхностей на всех самолётах и для полного покрытия ультралайтов с мощностью мотора не более 85 л.с. и нагрузкой на крыло не более 44 кг/кв.м

Наименование

Ширина
(см)

кол.
стежков

Нагрузка
(Кг/мˆ2)

Вес
(г/мˆ2)

цена
(за метр)

Сверхпрочный

177.8

65 х 58

Более 44

115

12 у.е.

Стандартный

180,3

70 х 61

Более 44

92

10 у.е.

Лёгкий

152,4

98 х 98

Не более 44

58

7 у.е.



Ткань Poly-Fiber не садится при эксплуатации, но она натягивается при нагреве утюгом. При последнем натягивании она будет сокращаться на 10%. Поэтому важно не натягивать ткань сразу слишком туго. Достаточно убрать все большие складки.

Очень важно настроить утюг до того, как начинаете работать с Poly Fiber. Ткань Poly Fiber реагирует на разные температуры по разному. Именно на этом принципе осуществляется работа с составами и тканями Poly-Fiber. Из таблицы ниже видно как определенные температуры действуют на полиестеровую ткань Poly-Fiber.

Температура (C)

Воздействие на ткань Poly-Fiber

110

Заглаживаются края лент и заплаты. Убираются складки. Помогает уложить ткань вокруг углов.

125

Первоначальное натягивание ткани. Заглаживаются складки возле швов.

175

Конечное натягивание ткани.

Выше 175

Ткань начинает необратимо ослабляться.

190

Полиэстеровые нити начнут размягчаться, и натяжение полностью исчезнет.

215

Ткань начнёт плавиться.



Средства для обработки ткани

  • Клей Poly-Tak
  • Виниловый грунт Poly-Fiber
  • Слой защиты от ультрафиолета Poly-Spray
  • Разбавитель
Клей Poly-Tak

Имеющий повышенную прочность, быстросохнущий, однокомпонентный клей, созданный специально для приклеивания полиэстеровой ткани к конструкции. Сертифицирован FAA для выполнения на ткани швов внахлестку не зависимо от нагрузки на крыло и максимальной скорости. Никакой другой авиационный клей для ткани не имеет этого сертификата. Poly-Tak также превосходный клей для хлопчатобумажных и льняных тканей, стеклотканей и может прилипать ко многим поверхностям, работая при нагрузках на сдвиг Разбавляется Methyl Ethyl Ketone (MEK) если необходимо понизить вязкость.

Сроки хранения: Гарантированный срок хранения 2 года в закрытой таре при температуре не выше 38 C. При замерзании свойства сохраняются.

Швы должны иметь нахлест 5 cм на передней кромке крыла и 2.5 cм на других частях самолета.

Виниловый грунт Poly-Brush

Высокопрочный, однокомпонентный, сохнущий на воздухе грунт. При нанесении первых двух слоев проникает в структуру ткани и заполняет ее и также служит для приклеивания всех усилительных лент, заплат и накладок. Он образует с обоих сторон защитный слой на ткани.

Расход - Приблизительно 1 литр на 4 квадратных метра.

Срок хранения - Гарантированный срок хранения 4 года в закрытой таре. При замерзании свойства сохраняются.

Poly-Brush разбавляется 3 части на 1 разбавителя.

Слой защиты от ультрафиолета Poly-Spray

Высокопрочный, однокомпонентный, пигментированный алюминием сохнущий на воздухе грунт для защиты ткани от ультрафиолетовых лучей . Может шлифоваться для подготовки гладкой поверхности перед покраской.

Расход - Приблизительно 1 литр на 5 квадр.метров.

Срок хранения - Гарантированный срок хранения 4 года в закрытой таре. При замерзании свойства сохраняются.

Poly-Spray разбавляется 4 части на 1 часть разбавителя.

Разбавитель

Смесь сольвентов для Poly-Brush, Poly-Spray, и Poly-Tone.

Разбавитель 65-75 - Стандартный разбавитель предназначен для применения при температурах от 18 до 24 С.

Разбавитель RR8500 - Разбавитель предназначен для применения при температурах выше 30 С.

MEK - Универсальный сольвент, который растворяет Poly-Tak, Poly-Brush, Poly-Spray, и Poly-Tone. Его можно использовать чтобы отклеить ткань от ткани и от конструкции. Он также может удалить любой из перечисленных выше 4-х продуктов в любой момент процесса и поможет вам во время ремонта. Однако МЕК слишком "резкий" чтобы использовать его в качестве разбавителя.

Не применять никаких заменителей разбавителей, их нет.

Ленты и нити для швов

  • Киперная Лента
  • Полиэстеровая лента - усилитель для нервюр
  • Полиэстеровые Шнуры
  • Полиэстеровые Нити
Киперная Лента

Это лента c зубчатыми краями, нарезанная из ткани Poly-Fiber. Она используется чтобы покрывать клеевые или швейные швы. Киперная лента выпускается в двух весах: 4.8 г и 7.7 г. Обе сертифицированы и могут быть использованы вместе.

Легкая лента легче изгибается вокруг углов и быстрее крепится к ткани.

Средняя лента годится для самолетов с более напряженными рабочими режимами и для самолетов, которые часто подвержены воздействию льда и снега.

Диагональная киперная лента - плетение диагональной ленты расположено под 45 градусов к краю. Когда вы тянете такую ленту она сужается. Эта лента идеально формируется вдоль углов без складок. Диагональная лента применяется только на изгибах рулей или концах крыльев.

Нельзя приклеивать ленту с Poly-Tak (клеем). Она приклеивается только с Poly-Brush (виниловый грунт). Poly-Тak после высыхания недостаточно эластичен для приклеивания лент.

Полиэстеровая лента - усилитель для нервюр

Лента с клеем на одной стороне. Приклеивается на ткань над нервюрой до того, как она будет пришита. Усиливает ткань и предотвращает порезы от ниток, заклепок, или шурупов. Лента имеет три разных ширины. Не использовать никаких заменителей.

Ширина должна точно соответствовать ширине нервюр. Если нервюра шире, чем применяемые ленты вы можете использовать две ленты вместе для получения требуемой ширины.

Полиэстеровые Шнуры

Для укрепления ткани на нервюрах – Выпускаются два типа шнуров обработанных веществом против грибков и упакованных по 457 метров на катушке.

1. Стандартный круглый, скрученный из 4 нитей, диам. 0.89 мм., 28 кг. предел прочности при растяжении.

2. Плоский плетеный шнур, 0.3мм. толщиной и 2 мм. шириной, 22.7 кг. предел прочности при растяжении. Используется когда желательно минимальное выступание шнура.

В последнее время владельцы ультралайтов перестали устанавливать шнуры вокруг нервюр при покрытии тканью. Poly Fiber утверждают, что ткань на всех самолётах, в том числе ультралайтах, должны быть укреплены нитями или шнурами. Клей, сам по себе, не достаточно крепко держит ткань, тем более для срока использования больше чем пара лет. Нити или шнуры протягиваются вокруг нервюры целиком, а не только через верхнюю часть.

Полиэстеровые Нити

Нить для ручного шитья – скручена из 3-х нитей . 7 кг. предел прочности при растяжении.

Нить для машинного шитья – скручена из 4-х нитей. 4.5 кг предел прочности при растяжении.

Нет большой необходимости в шитье, когда обтягиваете системой Poly Fiber. В то же время оно рекомендуется когда ткань должна быть соединена на большой площади не подкрепленной силовым набором.

Краски

  • Краска Poly-Tone
  • Краска Аero-thane
Poly-Fiber предлагает два разных вида краски для применения : "Poly-Tone" и "Aero-Thane". Обе являются специально разработанными, эластичными, фирменными красками для системы Poly-Fiber. Фирма Poly Fiber рекомендует к применению только эту краску, к тому же FAA сертификат на систему Poly-Fiber считается действующим только тогда, когда одна из этих двух красок применяется на тканевых поверхностях самолета.

Краска Poly-Tone

Специально разработанная, эластичная, фирменная краска для системы Poly-Fiber. Она из тех же самых виниловых компонентов как и Poly-Brush и Poly-Spray. Тут просто добавлен краситель. Поэтому все слои Poly-Fiber, в том числе краска, соединяются вместе и образуют единый слой, который отлично противостоит расслоению в течение многих лет. Cольвент МЕК, который смывает Poly-Spray и Poly-Brush тоже отмывает краску, что позволяет обнажить структуру ткани в случае если необходимо установить заплату. Poly-Tone противостоит воздействию авиационного бензина и восстанавливается специальным средством.

Расход: Приблизительно 1 литр на 5 квадратных метров.

Срок хранения: Гарантированный срок хранения 4 года в закрытой таре. При замерзании свойства сохраняются.

Всегда разбавлять по пропорции 4 части краски на одну часть разбавителя.

Poly Tone на металлических поверхностях

Poly Tone может с переменным успехом наноситься на загрунтованные металлические поверхности и на стеклопластик. Срок службы при этом может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Poly Tone разработан для покраски ткани, хотя многие предпочитают использовать ее для металлических поверхностей из-за легкости нанесения и способности растворяться в предыдущем слое краски.

Краска Poly Tone легко наносится поверх старой. Поэтому ее стараются использовать для всех поверхностей. Правда при этом самолет приходится регулярно подкрашивать. Poly Tone одна из наиболее легких в нанесении красок и при подкрашивании вновь получается прекрасная поверхность.

Есть два способа которые улучшают сцепление краски Poly-Tone с металлом или стеклопластиком:

1. Можно загрунтовать поверхность эпоксидным грунтом EP-420. Зашкурить загрунтованную поверхность наждачной бумагой с зернистостью 400 grit для повышения адгезии(сцепления). Затем нанести Poly Tone на зашкуренные поверхности.

2. Можно загрунтовать поверхность эпоксидным грунтом EP-420 белого цвета. Дать высохнуть в течении недели. Затем слегка зашкурить очень мелкозернистой шкуркой. Нанести распылением новый слой белого грунта EP-420 . Пока грунт сохнет, нанести один слой Poly Tone прямо поверх сохнущего грунта. Дать высохнуть этому слою Poly Tone и грунта в течении 4-х дней, зашкурить дефекты и нанести последний слой Poly Tone.

Краска Aero-Thane

Aero-Thane окрашивает ткань, металл и стеклопластик одинаково хорошо. Если вы желаете получить поверхность с очень хорошим блеском вы можете использовать эту краску на всех поверхностях самолета. Это наиболее долговечная и прочная краска которую вы можете использовать на металле и стекло- пластике. Разница между Aero-Thane и автомобильными полиуретановыми красками в том, что в краске Aero-Thane используются только высоко-качественные смолы пластификаторы и пигменты. Из-за этого Aero-Thane не трескается подобно другим полиуретановым краскам. Главное, что Aero-Thane остается эластичной более продолжительный срок. Aero-Thane поставляется в банках, заполненных на 3/4. Перед использованием краски необходимо добавить до верха банки катализатор, который поставляется вместе с комплектом.

Расход - Приблизительно 1 литр на 5.5 квадратных метров.

Срок хранения - Гарантированный срок хранения 4 года в закрытой таре. При замерзании свойства сохраняются.

Сначала смешать по пропорции 3 части краски на одну часть катализатора (в комплекте с Aero-Thane ). Затем добавьте к 4-м частям смеси краски и катализатора 1 часть разбавителя (в комплекте с Aero-Thane ).

Важные замечания для использования краски

1. Не рекомендуется использовать эмали, лаки, эпоксидные краски а также автомобильные полиуретановые краски на ткань Poly-Fiber. Все слишком ломкие и будут растрескиваться раньше времени.

2. Не применять никаких заменителей разбавителей, их нет.

3. Чем медленнее краска сушится, тем более глянцевый будет результат. Чем быстрее, тем более матовый. Стандартная температура - 25 С. При уменьшении температуры на 5 градусов время высыхания удваивается. При уменьшении еще на 5 градусов время высыхания увеличивается значительно.



Процесс обтяжки с помощью Poly-fiber

Ткань крепится к поверхностям каркаса и соединяется между собой клеем Poly-Taк. Клеевой шов делается там, где два куска ткани крепятся к каркасу самолета. Ткань необязательно сшивать вместе, достаточно клеевого шва.

По сертификату FAA, такие клеевые швы разрешены для всех величин скорости и нагрузки на крыло. Для правильного и надежного склеивания необходимо выполнять следующие правила:

  • Все швы должны иметь нахлест ткани как минимум 2.5 см.
  • Швы на передней кромке крыла необходимо делать с нахлестом не менее 5 см.
  • Все клеевые швы должны лежать поверх элементов каркаса самолета, причем элементы каркаса должны иметь ширину не менее ширины клеевого шва
  • Все клеевые швы должны быть покрыты лентой шириной минимум 5 см.
Для крепления швов можно использовать следующие элементы каркаса: На крыле это передняя кромка, задняя кромка, законцовка и корневая нервюра. Обычные нервюры не могут быть основой для клеевых швов.

На рулях это передняя и задняя кромка или трубы по периметру руля.

На фюзеляже это лонжероны или поперечные трубы каркаса. Деревянные и трубчатые стрингеры, необходимые для придания формы фюзеляжу не могут быть основой для клеевых швов.

Все края склеиваемых тканей должны быть обрезаны ПРЯМЫМИ НОЖНИЦАМИ.

Для удобства при склейке можно использовать для Poly-Tak маленькую баночку с горлышком для 2,5 см кисти. Если Poly-Tak загустел в баночке, добавьте МЕК, чтобы вернуть клей к обычной консистенции. Для удаления остатков засохшего клея, используется МЕК.

Клей Poly-Tak приклеивает ткань очень быстро. В теплую погоду он может высохнуть за пять минут. В нормальных условиях клей полностью высыхает за 15 – 20 минут.

Из-за того, что Poly-Tak сохнет быстро, наносить его необходимо в небольшом количестве за один раз, и затем прижать ткань к приклеиваемой поверхности, пока клей не высохнет. Рекомендуется приклеивать около 30 – 40 см шва за один раз. Если вы дадите клею высохнуть до того, как соедините куски ткани, вам придется повторить всю процедуру вновь.

Для наилучшего склеивания необходимо нанести влажную полосу Poly-Tak шириной 2.5 см в том месте, где нужно приклеить ткань, затем сразу положить ткань, без морщин, на мокрый слой клея и прижать ткань так, чтобы клей прошел через нее и пропитал ее насквозь. Приглаживать ткань можно пальцем (не забудьте намазать его кремом, или одеть резиновые перчатки).

Если вы ошиблись, можно отклеить часть шва. Для этого тряпкой, смоченной в МЕК необходимо протереть клеевой шов, после чего немедленно приклеить ткань снова, используя свежий слой Poly-Tak.

Не стоит наносить Poly-Tak поверх высыхающего клеевого шва. Верхний слой клея может высохнуть раньше нижнего слоя, и вызвать проблемы с его высыханием.

Процесс обтяжки включает в себя следующие этапы:

  • Приклейка новой ткани к крылу
  • Горячее натяжение ткани
  • Нанесение кистью 1-го слоя Poly-Brush
  • Закрепление ткани (шнуровкой) к нервюрам крыла
  • Приклейка финишных (киперных) лент и установка колец для инспекционных лючков
  • Разглаживание лент и недостаточно натянутых мест утюгом
Перед обтяжкой все подготовительные работы - грунтовка каркаса, покрытие лаком, установка внутри конструкции агрегатов и механизмов должны быть завершены.

Обтяжка крыла производится в основном цельным куском ткани. Ткани Poly-fiber имеют ширину 180 мм, что делает возможным покрытие большинства крыльев легких самолетов, так как обычно длина хорды их крыла не превышает этой величины. Если самолет имеет большую хорду крыла, два куска ткани можно сшить вместе для получения большей ширины.

Наиболее удобное приспособление для обтяжки поверхности крыла - специальные козелки. Крыло, располагаясь на них должно опираться как минимум на две нервюры.

Порядок обтяжки следующий - вначале цельным куском ткани обтягивается нижняя поверхность, затем верхняя. .Хотя это не обязательно

Главное правило при приклеивании ткани – нахлест верхней и нижней ткани должен быть шириной 50 мм на передней кромке крыла и 25 мм на задней кромке, законцовках, и корневых нервюрах. Приклеивать ткань к нервюрам не стоит, поскольку позднее ткань пришивается к нервюрам полиэстеровым шнуром, или также может крепиться с помощью заклепок, саморезов, или зажимов.

Подразумевается, что крыло имеет почти ровную нижнюю поверхность.

Для начала процесса приклеивания ткани необходимо приготовить смесь разведенного Poly-Brush. Для этого необходимо смешать 3 части Poly-Brush и 1 часть Poly-Fiber Reducer.

Затем кистью на переднюю кромку крыла наносится два слоя разведенного Poly-Brush, для того, чтобы создать условия для хорошей адгезии и уменьшить вероятность «сухих точек» в основном слое клея. Все металлические, деревянные, и пластиковые детали, которые обтягиваются тканью должны быть покрыты двумя слоями Poly-Brush.

Нанесенные слои должны подсохнуть около 15 минут.

По передней кромке вдоль крыла проводится линия. От нее отмеряется 2.5 см вверх и 2.5 см вниз, после чего проводятся еще две линии, параллельно первой. Это метки для приклеивания краев ткани. При приклеивании нижней ткани по верней линии а верхней ткани по нижней линии образуется необходимый нахлест тканей 50 мм.

Не стоит размечать ткань ничем другим, кроме карандаша или мела. Линии от ручек и маркеров будут проступать сквозь окраску.

Кусок ткани раскатывается так, чтобы он накрыл полностью крыло снизу. Все лишнее обрезается прямыми ножницами. При обрезке необходимо следить за тем, чтобы не оставлять торчащие нитки по краю ткани.

Ткань не имеет верхней или нижней сторон, ее можно клеить любой стороной.

Оставив приблизительно 30 см. на законцовку и на комель крыла кусок отрезается от рулона. Закрепить его на месте проще всего с помощью бельевых прищепок и булавок. В процессе приклеивания можно при необходимости удалять булавки и передвигать ткань.

Начиная с корневой нервюры кистью наносится полоса Poly-Tak шириной 5 см (по 2.5 см в каждую сторону от центральней линии) и длиной от 30 до 60 см вдоль передней кромки, в месте крепления ткани.

Ткань накладывается на мокрый клей, после чего приглаживается к поверхности пальцем или кистью так, чтобы клей пропитал структуру ткани. Делайте это нужно постепенно, натягивая ткань так чтобы избежать морщин и складок. Убедитесь что вся ткань лежит как нужно. Время от времени необходимо проверять уже выполненную работу. Если допущена ошибка, можно отклеить нужную часть ткани, используя МЕК и приклеить ее вновь.



Ткань приклеивается отрезками по 30 - 60 см, до тех пор пока вся она не будет прикреплена к передней кромке. По окончании ткани дают просохнуть в течение 15 минут.

Дальше стоит рассмотреть вопрос насколько сильно должна быть натянута ткань при приклеивании. Усилие, с которым предварительно ткань натягивается на заднюю кромку будет иметь большое значение при окончательной натяжке утюгом. При окончательном натяжении ткань сжимается примерно на 10%.

При ширине крыла 1,5 м, ткань сожмется на 15 см. Если оставить запас в 15 см (это весьма нежелательно), то ткань при горячей натяжке выправится и примет форму крыла, но натяжение будет очень слабым.

Если напротив, натянуть ткань слишком сильно, то при финальной натяжке утюгом получится чрезмерное натяжение, которое может изогнуть и деформировать конструкцию крыла (штампованные нервюры, тонкие трубы и т.п.).

Лучше всего оставлять около 2.5 см слабины поверх нервюр. Ткань должна быть без больших складок, натянута, но не туго.

Выступающие детали - фитинги подкосов и другие узлы крепления могут выступать из ткани. Если узлы выступают менее чем на 5 см над поверхностью крыла, ткань не стоит прорезать. Ткань просто натягивается вокруг этого узла. При натяжении ткань в этом месте не порвется.

Если какой либо узел выступает более чем на 5 см., в ткани должен быть сделан разрез и узел пропущен сквозь него. На область, в районе которой ткань имеет разрез наносится немного Poly-Brush, чтобы ткань не образовывала бахрому вокруг разреза. Разрез нужно делать как можно меньше. Также необходимо убедиться, что ткань находится в правильной позиции. При горячей натяжке отверстие разреза станет больше - это необходимо учитывать.

Далее ткань натягивается по направлению к задней кромке таким образом, чтобы удалить морщины и складки. Предварительно ткань отрезается с запасом не менее 15 см вдоль задней кромки и крепится бельевыми прищепками. В местах расположения элеронов и закрылков ткань подрезается так, чтобы она заходила как минимум на 2.5 см в вырезы (ниши) в крыле под элероны и закрылки. Лучше всего это сделать лезвием для бритвы. Во внутренних углах ниш элеронов и закрылков ткань разрезается под углом 45 градусов, чтобы приклеить ее к обоим сторонам угла.

Ткань приклеивается только к нижней поверхности задней кромки крыла. Работа начинается от комля крыла в сторону законцовки, за один раз приклеивается не более 60 см., так, чтобы не образовывалось морщин на задней кромке.



Перед тем как приклеивать ткань к верхней поверхности задней кромки необходимо сделать горячее формование ткани вокруг нее, так как гораздо легче придать форму ткани утюгом, чем держать ткань на месте бельевыми прищепками или пальцами пока Poly-Tak не высохнет.

Температура утюга при формовании составляет 107 градусов.

Ткань приглаживается утюгом вокруг задней комки от нижней поверхности вокруг к верхней. Ткань необходимо прижимать сильно, чтобы она сгибалась и приобретала форму задней кромки. Если все сделать правильно, то ткань не только согнется вокруг угла задней кромки, но и будет лежать ровно на верхней части задней кромки без помощи прищепок.



Оборачивать ткань вокруг задней кромки нужно для того, чтобы вы получили нахлест для клеевого шва. Потом, когда будет приклеиваться верхний кусок ткани, он будет ложиться поверх этой нижней ткани.

После того, как ткань была приглажена утюгом вокруг задней кромки, она приклеивается и все лишнее отрезается. При обрезке необходимо учитывать, что неровные края или торчащие нитки впоследствии будут видны на поверхности.

Не переворачивая крыла производится горячее формование ткани по корневой нервюре (температура утюга при этом должна быть от 107 до 121 градусов). Корневая нервюра покрывается тканью целиком. Формование необходимо производить так, чтобы ткань сгибалась вокруг углов и приобрела форму нервюры.

Горячее формование лучше всего делать, натягивая ткань изо всех сил (при этом ее невозможно порвать) и прикладывать утюг в тех местах, где ткань должна быть отформована. Ткани нужно придать такую форму, что бы она повторяла изогнутые части нервюры и при этом чтобы на ней не образовывались складки. При определенном желании можно сформовать полиестеровую ткань без морщин даже вокруг шара для боулинга.

Когда ткань уже полностью отформована, она приклеивается к корневой нервюре. Возможно, будет необходимо сделать разрезы для тросов управления или проводов.

После приклеивания, ткань подрезается по верхнему краю корневой нервюры. Позднее необходимо будет сделать горячее формование как минимум 2.5 см от верхней ткани вокруг верха корневой нервюры и вдоль нее для того, чтобы сделать 2.5 см. нахлест.

По нишам элеронов и закрылков делается горячее формование ткани вдоль ниши и ткань аккуратно приклеивается. Внутри ниши делается нахлест ткани.



Для обтяжки изогнутой законцовки крыла необходимо оставить достаточный излишек ткани, не менее 30 см. Излишек удобно натягивать рукой при горячем формовании законцовки. Крыло нужно перевернуть верхней кромкой вниз.

Из листа картона делается импровизированная гладильная доска размером около 15 Х 10 см.

Эта гладильная доска помещается под ткань на расстоянии около 30 см от законцовки и ткань натягивается утюгом, разогретым до 120 градусов. Это поможет сформовать ткань вокруг законцовки. Если ткань натягивать в центре радиуса, формование изогнутой части законцовки облегчается.

Далее ткань приглаживается и формуется вокруг законцовки, утюгом, нагретым до 107 – 120 градусов. Ткань приглаживается вокруг законцовки как можно дальше по внутренней части законцовки.

Затем ткань сильно натягивается рукой вокруг законцовки и нагревается утюгом. Необходимо, чтобы ткань была сформована вокруг законцовки с запасом не менее 2.5 см. Чем больше тем лучше. ПО влозможности ткань нужно обворачивать вокруг законцовки как можно дальше внутрь, чтобы шва не было видно.

Теперь вы должны положить крыло верхней частью вверх, чтобы обернуть нижнюю ткань вокруг трубы законцовки.

После того, как ткань отформована, она приклеивается. Во избежание появления морщин, необходимо постараться приклеить ее за один прием, а не частями.

Излишки ткани обрезаются лезвием бритвы. Наиболее удобно держать лезвие прижатым к поверхности ткани и тянуть ткань на лезвие. Не стоит резать ткань, двигая лезвие, иначе можно порезать грунтовку или нижний слой ткани.

После приклеивания всей ткани по периметру крыла, Poly-Tak должен подсохнуть в течении 15 минут.

Перед креплением верхней ткани все проклеенные места проглаживаются утюгом, нагретым не более чем до 120 градусов. Это необходимо для того, чтобы разгладить все морщины.

Необходимо разглаживать все морщины в приклеенных местах перед тем, как приклеивать поверх кусок верхней ткани. Чем они будут более гладкими на нижней ткани, тем лучше будет поверхность после приклеивания верхней ткани. Утюгом можно касаться только приклеенной ткани. Горячее натяжение ткани будет выполняться позднее, после закрепления верхнего куска ткани.

Утюг размягчает Poly-Tak под тканью и, поэтому позволяет разглаживать любые скопления клея. В труднодоступных местах удобнее пользоваться небольшим утюгом.

Температура утюга не должна превышать 120 градусов, иначе шов может расклеиться.

Теперь ткань раскатывается по верхней поверхности крыла, крепится зажимами, лишняя ткань обрезается, оставляя запас по 30 см для законцовки и корневой нервюры.

Ткань приклеивается к передней кромке по нижней линии. Эта линия закрыта нижней тканью и может быть трудноразличима. Если это так, стоит прочертить ее заново.

Ткань натягивается и приклеивается к задней кромке. Для получения лучшего нахлеста клеевого шва ткань отформовывается вокруг обеих сторон задней кромки и приклеивается к ним. В этом случае нахлест будет больше, чем обязательные 25 мм и в результате получится очень прочный шов.

Если задняя кромка имеет ширину более 2.5 см, можно приклеить ткань только к верхней стороне задней кромки и отрезать ткань точно по краю задней кромки без поворота вокруг.

Далее производится горячее формование верхней ткани вокруг края корневой нервюры чтобы ткань ложилась на нее без складок. Формование ткани должно производиться так, чтобы не менее 25 мм ткани лежали на корневой нервюре. Лишнее нужно аккуратно отрезать и приклеить ткань, не забывая об 25 мм нахлеста.

Затем делается горячее формование верхней ткани вокруг законцовки так же, как и для нижней ткани. Излишки ткани отрезаются ножницами наиболее аккуратно. Лучше не пользоваться лезвием, чтобы не повредить нижнюю ткань при обрезке верхней.

Перед тем, как приступить к натяжке ткани следует уточнить, что для этого необходимо применять утюг с регулировкой температуры, так как при ее превышении можно испортить всю проведенную ранее работу.

Ткань при этом может потерять свои прочностные свойства. В лучшем случае, это вызовет растрескивание краски. В худшем случае, ткань станет настолько гибкой, что может вызвать деформацию профиля в полете! Это недопустимо.

Невозможно на ощупь определить насколько хорошо натянута ткань. Чтобы знать это точно, надо выдерживать точную рабочую температуру утюга при натяжке.

В отличии от эмалита, ни Poly-Brush ни Poly-Spray не вызывают натяжения ткани. Ткань натягивается только утюгом.

Начинать натягивать ткань следует утюгом, разогретым до 120 градусов. Желательно выполнять натяжение равномерно и симметрично по всей поверхности. Для этого натяжпение начинают с одного конца крыла, например, с законцовки.

Прикоснитесь утюгом к ткани в центре законцовки. Вы увидите как ткань натягивается вокруг утюга. Прогладьте медленно утюгом ткань вокруг, чтобы удалить большие складки. Не пытайтесь удалить все складки за один прием. Они могут разладиться позднее, при более высоком нагреве утюга.

Выполнять натяжение от одного края крыла последовательно к другому нельзя. Это может вызвать несимметричное натяжение и усилие ткани может деформировать каркас крыла. Или же могут получиться глубокие углубления в ткани между нервюрами, так как ткань будет натягиваться вдоль крыла только в одном направлении.

Теперь перейдите на противоположный конец крыла и сделайте тоже самое. Натягивайте попеременно ткань с разных концов крыла.



Не бойтесь удерживать утюг на одном месте слишком долго. В отличии от к примеру хлопка ткань не загорится и не натянется от этого чересчур сильно, т.к. натяжение зависит от температуры, а не от времени.

Затем переверните крыло и натяните ткань с другой стороны той же самой температурой 120 градусов.

Элементы конструкции, выступающие не более чем на 50 мм из поверхности ткани можно покрыть тканью, не делая разреза. Для натяжения необходимо прогладить ткань вокруг них утюгом (ткань при этом не порвется). Позднее, когда ткань будет натянута, прорежьте ткань, чтобы элемент мог пройти сквозь разрез, но не делайте разрез больше чем нужно. Делайте разрез настолько маленький, насколько это возможно.

После первого натяжения температура утюга увеличивается до 177 градусов. Это позволит ткани достигнуть максимального натяжения. При температуре выше 177 градусов ткань начнет необратимо терять свои свойства. Поэтому очень важно контролировать температуру утюга.

Натяжение производится в той же последовательности, что и при более низкой температуре.

Если при натяжении при температуре 177 градусов появляется пар, идущий от ткани - это выпаривается влага, которой напиталась ткань. Это нормально и не должно вас беспокоить.

Необходимо прогладить абсоютно все участки поверхности ткани. Если пропустить какое либо место, то оно может оказаться ослабленным. Для большей уверенности, можно дважды провести натяжение ткани при температуре 177 градусов, или отмечать места, где окончательное натяжение уже было проведено карандашом.

Важное замечание - програживать клеевые швы утюгом, нагретым более чем до 120 градусов нельзя. При температуре 177 градусов шов может расклеиться. Будьте внимательны и останавливайтесь не доходя до клеевых швов при максимальных температурах.

Если вы обтягивайте ультралайт или очень легкий экспериментальный самолет, то после натяжения ткани при температуре 120 градусов необходимо осмотреть конструкцию крыла, не появились ли деформации от натяжения ткани. Далее утюг разогревается до 150 градусов и выполняется натяжение при этой температуре, также постоянно контролируя отсутствие деформации конструкции крыла. Если все нормально, на следующем этапе можно натягивать ткань при температуре 177 градусов.

Если из-за деформации конструкции натяжение ткани пришлось прекратить - не стоит делать повторных попыток. Ткань не будет иметь полного натяжения, но небольшая скорость вашего ультралайта сохранит окраску ткани от растрескивания, и позволит уменьшить деформации аэродинамического профиля в полете до минимума. Но не смотря на это старайтесь достичь максимально возможного натяжения ткани.

После натяжения ткани наносятся слои грунта Poly-Brush. При этом преследуются две цели: он заполняет структуру ткани и работает как клей проникая сквозь ткань и дополнительно прикрепляет ткань к каркасу самолета.

Poly-Brush всегда должен быть разбавлен в пропорции 3 части Poly-Brush на 1 часть растворителя.

В нормальных условиях необходимо использовать разбавитель Poly-Fiber R 65-75 Reducer. При температуре окружающей среды больше 40 градусов используется RR 8500 Reducer.

Poly-Brush может иметь розовый оттенок, чтобы можно было определить где он уже нанесен. Также он может быть бесцветным для использования в самолетах с открытыми кабинами где нежелательно чтобы был виден розовый цвет.

Перед покрытием всю поверхность ткани необходимо протереть чистой тряпкой, смоченной в МЕК или в разбавителе. Клеевые швы протирать не нужно.

Необходимо использовать только новую ветошь. Лучше всего хлопчато-бумажную. Не стоит использовать промышленную ветошь или выстиранную ветошь, так как она может быть пропитана силиконом и смазкой, которые невозможно полностью удалить.

После того, как ткань протерта МЕК или растворителем, нужно смахнуть с поверхности крыла осевшую пыль и нитки.

Для Poly-Brush лучше всего использовать кисти с натуральной щетиной. Вы можете использовать высококачественные полиестеровые кисти, за исключением теХ, что сделаны из нейлона. Он растворяется в Poly-Brush. Для нанесения Poly-Brush на ткань необходима кисть шириной 7,5 см, а для покрытия лент - 5 см..

Poly-Brush наносится кистью на всю ткань, в том числе и на те места, где ткань лежит поверх твердых поверхностей каркаса.



Не надо экономить Poly-Brush. Необходимо по настоящему намочить им ткань для того, чтобы заполнить поры между плетениями нитей. К тому же Poly-Brush пропитывая ткань дополнительно приклеивает ее к нижележащим твердым поверхностями.

Не должно оставаться необработанных Poly-Brush областей. Все поверхности должны иметь зеркальный глянец. Если этого нет, значит структура ткани недостаточно пропитана, что и приведет к серьезным проблемам с сухими точками позже.



Способ нанесения кистью такой: наносите кистью мокрый мазок а затем несколькими движениями растираете Poly-Brush так, чтобы не было даже маленьких пузырьков, которые могут образоваться в грунте. Осматривайте мокрую поверхность, пока она блестит, на наличие пузырьков. Работайте быстро, вовремя прекращайте обрабатывать поверхность кистью, и отходите перед тем как Poly-Brush высохнет.

Poly-Brush высыхает в течение 15 минут. В жаркую погоду он может высохнуть за 5 минут. Вы должны работать кистью пока он не начнет высыхать, иначе на поверхности останутся полосы от кисти.

Если вы нанесете достаточное количество Poly-Brush, он может протечь сквозь ткань и будет виден с обратной стороны. Это нормально.

С другой стороны, если протекший Poly-Brush капает с обратной стороны верхний ткани на внутреннюю сторону нижнюю ткани, значит вы наносите слишком много Poly-Brush. Эти капли пропитывают нижнюю ткань изнутри, а этого быть не должно.

Пока вы наносите Poly-Brush на верхнюю поверхность, осматривайте нижнюю поверхность на наличие капель и удаляйте их. Если вы оставите эти капли они будут заметны потом даже под краской. Удалите эти капли МЕК и чистой тряпкой.

Когда Poly-Brush высохнет на верхней части крыла, переверните его и покройте грунтом крыло снизу. Капли, протекающие сквозь ткань теперь не будут вызывать проблем т.к. верх ткани уже был покрыт и капли будут не видны.

Наносить грунт краскопультом не рекомендуется. Нанесение кистью делается для того, чтобы как можно лучше заполнить структуру ткани. Если не заполнить пустоты в плетении ткани полностью, в дальнейшем в грунте образуются небольшие отверстия.

Poly-Brush нельзя обрабатывать шкуркой. Он слишком эластичный. Удаляйте мокрые или высохшие капли и подтеки тряпкой, смоченной растворителем. Или можно разгладить дефекты, размягчив их утюгом, нагретым до 107 градусов.



Владелец сайта не несет ответственность за результаты и последствия, полученные при попытках использования кем-либо данных технических и иных материалов данного сайта как руководство к действию для самостоятельного творчества.