Управление пограничным слоем
Суть управления пограничным слоем заключается в обеспечении безотрывного обтекания крыла в достаточно большом диапазоне углов атаки за счет увеличения энергии пограничного слоя. В этом смысле принцип работы управления пограничным слоем не отличается от принипа работы закрылков и предкрылков. Различие состоит лишь в величине энергии, сообщаемой пограничному слою.
Из различных способов управления пограничным слоем наибольшее распространение получил способ, основанный на выдуве через щель или систему щелей тонкой струи воздуха, вытекающей с большой скоростью тангенциально к поверхности крыла. Место выдува соответствует зоне наиболее вероятного появления отрыва потока, то есть в районе носка крыла и на "колене" закрылка. Управление пограничным слоем с помощью отсоса пограничного слоя применяется реже из за трудностей реализации. Эффективность сдува характеризуется безразмерным коэффициентом импульса выдуваемой струи.
где
- массовый расход воздуха в системе сдува.
Vc - скорость струи
- скоростной напор невозмущенного потока
S - площадь крыла.
Приращения коэффициента подьемной силы при управлении пограничным слоем в основном определяется двумя параметрами - величиной коэффициента импульса и углом отклонения закрылка
.
Кривые
имеют характерный излом, за которым интенсивность приращения
резко уменьшается.
Точка излома определяет величину коэффициента импульса
, при которой обеспечивается безотрывное обтекание профиля. Дальнейшее увеличение
происходит за счет изменения циркуляции.
Представляет интерес определение величины коэффициента импульса
, соответствующего собственно управлению пограничным слоем. В общем случае
зависит не только от угла отклонения закрылка, но и от ширины щели, угла атаки
и соотношения скоростей
. Для приближенных расчетов можно воспользоваться следующей формулой:
При этом более высокие значения
соответствуют большему значению относительной ширины щели s/b (s - ширина щели, b - хорда крыла)
Зная величину
можно определить величину импульса
, обеспечивающую при выбранной удельной нагрузке на крыло потребное значение c
y
Действительно
а
откуда
Связь между величиной импульса и параметрами воздуха, выдуваемого через щель, при условии изотропического расширения определяется следующим соотношением:
где
- отношение теплоемкостей (для воздуха 1,4)
R - газовая постоянная (29,27 м/К)
Т
д - абсолютная температура воздуха в канале, подводящим воздух к соплу в К
- давление воздуха в свободном потоке
- полное давление воздуха в канале перед соплом
- удельный вес воздуха (1,224 кгс/м
3)
s
щ = sl - площадь щели в м
2
Варьируя величиной давления в канале, а также пложадью щели можно получить потребную величину импульса при умеренных количествах воздуха, отбираемого от компрессора двигателя.
Следует учитывать, что выбор высокого давления воздуха в канале при большой скорости истечения является наивыгоднейшим путем достижения заданного значения импульса струи, так как это позволяет обойтись меньшим количеством воздуха, облегчает размещение трубопроводов в крыле, а также ведет к повышению эффективности сдува за счет увеличения отношения
Расчеты, а также результаты, полученные на реальных самолетах показывают, что за счет управления пограничным слоем можно получить значения коэффициента подьемной силы 5 - 6. Реализация столь высоких значений возможна при соответствующем повышении эффективности оперения, в частности за счет применения управления пограничным слоем на самом оперении.
Важной проблемой применения управление пограничным слоем является обеспечение равномерности выдува на левой и правой половинах крыла и оперения, в том числе и при отказах двигателей. Кроме того, управление прграничным слоем может быть использовано для улучшения летных характеристик на крейсерском режиме.
по материалам:
А.А. Бадягин С.М. Егер "Проектирование самолетов"