Строим  самолетэнциклопедия авиасамодельщика Soviet Ultralight and Homebuilt Aircraft Download aircraft line drawings Aircraft painting schemes www.stroim-samolet.ru   






ultralights for sale, aircraft parts



Изготовление деревянных нервюр


Для начала потребуется чертеж нервюры в натуральную величину. Такой чертеж можно сделать используя координаты выбранного вами профиля крыла из атласа профилей. Чертеж нервюры необходим для изготовления приспособления для сборки нервюр. Такое приспособление обеспечивает легкость процесса изготовления и точность, что немаловажно, учитывая необходимое количество нервюр при использовании прямоугольного крыла, где все нервюры имеют одинаковые размеры. Если же крыло вашего самолета имеет сужение - то Вам придется делать отдельные приспособления для каждой пары идентичных нервюр. Для того, чтобы было удобнее переносить форму нервюры на поверхность приспособления лучше сделать шаблон, вырезав ее по периметру из какого либо плотного материала.

Приспособление

Для основания лучше всего подойдет лист толстой 15-20 мм фанеры. Приблизительные его размеры - 30 см ширина и 160 см длина. Главное - чтобы ваша нервюра полностью помещалась на этом листе с запасом не менее 5 см. Поверхность листа фанеры часто покрывается полиэтиленом или бумагой, чтобы предотвратить прилипание нервюры к приспособлению при склейке.

Разметьте линию хорды нервюры, затем положите шаблон нервюры на поверхность листа фанеры, так, чтобы линия хорды на шаблоне и на листе совпадали и обведите шаблон нервюры по периметру карандашом. Можно обойтись и без использования шаблона. Просто положите на поверхность листа построенный чертеж нервюры, и сделайте отметки тонким острым предметом (например шилом) через чертеж так, чтобы они остались на поверхности листа фанеры. Шаг меток - 1-2 см. Затем удалите чертеж и соедините точки.

После того, как вы построите линию периметра нервюры, отметьте места расположение лонжеронов крыла, стоек и раскосов нервюры.

Вдоль внешней стороны нервюры прибиваются небольшие деревянные блоки сечением ориентировочно 5х20х40 мм. Длинная сторона блоков должна идти либо вдоль, либо по касательной к линии нервюры. Затем берутся рейки, образующие каркас нервюры, устанавливаются в приспособление, прижимаются к внутренней поверхности блоков и фиксируются при необходимости (в местах изгибов) блоками с внутренней стороны. Для крепления блоков можно использовать тонкие гвозди. Сечение реек может быть различным, однако рейки сечением 6х6 мм обеспечивают достаточную прочность при использовании на крыле с тканевой обшивкой. Такие рейки применяются к примеру для изготовления нервюр самолета Pietenpol.

По поводу установки раскосов есть два мнения. Одни думают, что концы раскосов должны быть срезаны так, чтобы плотно прилегать к другим элементам каркаса. Другие считают, что концы раскосов можно резать под прямым углом, главное, чтобы они плотно входили между другими элементами. Особой разницы между этими двумя способами нет - при склейке в любом случае получается прочное соединение.

Из за довольно значительного изгиба в районе передней кромки, необходимо предварительно размягчить конец реек в кипящей воде на длине приблизительно 40 см, затем согнуть в приспособлении и дать высохнуть в течении 24 часов.

Далее вырезаются стойки нервюры и раскосы, после чего можно приступать к склейке нервюры.

Склейка нервюры

Склейку можно вести к примеру эпоксидной смолой, либо любым другим клеем для дерева, обеспечивающим достаточную прочность склейки и стойким к воздействию неблагоприятных атмосферных условий.

Вначале к установленным рейкам, образующим периметр нервюры приклеиваются стойки и раскосы. Затем, не дожидаясь, когда клей засохнет, в местах стыковки периметра, стоек и раскосов приклеиваются фанерные клинья, предварительно тщательно отшлифованные. Клеем покрывается вся нижняя сторона клина. Клин фиксируется в нужной позиции и прижимается к каркасу либо струбцинами, либо тонкими гвоздями.

Если для фиксации используются гвозди или скобки, то можно не дожидаться высыхания клея. Можно просто перевернуть нервюру и приклеить клинья с другой стороны. Затем необходимо дождаться полного высыхания клея.

Вы значительно сэкономите время на изготовлении элементов нервюр, если будете делать это поточным методом. Особенно это актуально для прямоугольного крыла, где все нервюры одинаковые, следовательно вам необходимо будет изготовить большое количество абсолютно одинаковых деталей. Прежде всего сделайте нужное количество реек с гнутым концом, для переней кромки нервюры. Сделать это можно с помощью нехитрого приспособления представленного на следующем рисунке.



В доске делается вырез таким образом, чтобы по форме он повторял поверхность носка нервюры, но шел под большим углом, чтобы компенсировать выпрямление рейки, после удаления ее из приспособления. Со стороны передней кромки паз делается таким образом, чтобы рейки можно было в нем заклинить. После обработки кипятком рейки вставляются в это паз, прижимаются бруском и струбциной и в таком положении сушатся.

Для обработки реек кипятком также используется специальное простое приспособление состоящее из отрезка полипропиленовой трубы диаметром 75 мм и длиной 600 мм, закрепленной под углом, как показано на следующем рисунке и закрытой с одного конца.



В эту трубу заливается кипяток и складываются рейки.

Сделайте одну нервюру в качестве прототипа. Соберите ее в приспособлении не склеивая. Пометьте каждый из элементов нервюры. Теперь разберите каркас нервюры и используйте каждый из элементов как шаблон для вырезания необходимого количества идентичных деталей для остальных нервюр. Чтобы не измерять каждую деталь отдельно можно воспользоваться несложными приспособлениями. Также изготавливается и необходимое количество клиньев.





Владелец сайта не несет ответственность за результаты и последствия, полученные при попытках использования кем-либо данных технических и иных материалов данного сайта как руководство к действию для самостоятельного творчества.