Древесные материалы, применяемые в самолетостроении.
Древесина успешно конкурирует с другими материалами при изготовлении малых и средних самолеов. Широкое применение древесины обьясняется следующими ее основными приемуществами:
- Высокая прочность
- Малый обьемный вес
- Простота обработки
- Высокие упругие свойства
- Дешевизна
Наиболее широко применяется в самолетостроении
сосна. В качестве заменителя сосны могут применяться ель обыкновенная, ель саянская и пихта кавказская. Хотя механические качества древесины этих пород несколько ниже, чем у сосны, но удельная прочность почти одинаковая.
В следующей таблице приведены значения механических свойств основных древесных материалов, применяемых в самолетостроении.
Порода
|
Обьемный вес г/см3
|
Сопротивление сжатию вдоль волокон кг/см2
|
Сопротивление растяжению вдоль волокон кг/см2
|
Сопротивление статическому изгибу кг/см2
|
Сопротивление скалыванию вдоль волокон кг/см2
|
Сопротивление кручению кг/см2
|
Временное сопротивление ударному изгибу в тангентальном наравлении кг/см2
|
Сосна
|
0,52
|
350
|
830
|
650
|
50
|
80
|
0,130
|
Ель обыкновенная
|
0,47
|
320
|
750
|
600
|
50
|
80
|
0,100
|
Пихта кавказская
|
0,44
|
340
|
720
|
580
|
50
|
75
|
0,120
|
Лиственница сибирская
|
0,68
|
420
|
930
|
750
|
70
|
100
|
0,100
|
Ясень обыкновенный
|
0,71
|
400
|
1100
|
820
|
85
|
120
|
-
|
Ясень манчжурский
|
0,68
|
350
|
1000
|
750
|
80
|
110
|
-
|
Дуб
|
0,7
|
400
|
1000
|
740
|
70
|
100
|
-
|
Бук
|
0,65
|
390
|
930
|
730
|
75
|
120
|
-
|
Береза желтая и черная
|
0,73
|
450
|
1200
|
850
|
80
|
130
|
-
|
Липа
|
0,48
|
270
|
600
|
470
|
50
|
75
|
-
|
Наряду с приемуществами, древесина имеет следующие основные недостатки:
- Неоднородность строения
- Гигроскопичность
- Способность загнивать при определенных условиях
Для уменьшения или устранения недостатков древесины, разработаны методы ее облагораживания. В самолетостроении в основном применяют древесину, облагороженную путем пропитки шпона при высоких температурах и давлениях фенольно- или крезольноформальдегидными смолами.
Механические качества древесины
сосны весьма высоки, поэтому она является основным конструкционным материалом для постройки деревянных и смешанных самолетов. Из сосны изготавливаются лонжероны крыла, фюзеляжа и оперения, нервюры, шпангоуты, стрингеры, полки килевой балки и кильсонов, бобышки и другие детали.
Ель, вследствие большой сучковатости не получила широкого распространения в самолетостроении и служит заменителем сосны.
При применении ели необходимо пересчитывать прочность деталей, так как механические качества ели на 9-10% ниже, чем у сосны. Кроме того, древесина ели обладает пониженной стойкостью против гниения и труднее обрабатывается, вследствие большой сучковатости и твердости древесины сучков.
Древесина
пихты при удельном весе 0,4 имеет временное сопротивление сжатию вдоль волокон 340 кг/см
2, хорошо обрабатывается и склеивается.
Древесина
лиственницы тяжелая, имеет высокие механические качества, стойкая против гниения, малосучковатая, но имеет склонность к растрескиванию.
Лиственница может быть во всех случаях заменителем дуба и ясеня и особенно пригодна для деталей гидросамолетов, так как мало намокает, мало коробится и хорошо сохраняется в воде. Из лиственницы изготавливают полки лонжеронов, килевой балки и кильсонов, стрингеры и другие детали.
Крупнослойный
дуб используется для изготовления гнутых деталей, а также деталей гидросамолетов.
Ясень главным образом идет на гнутые детали и лыжи.
Авиационный шпон.
Шпон получается лущением предварительно пропаренных или провареных березовых или ольховых чурбаков. Полученная в результате лущения лента шпона разрезается специальными ножницами на листы требуемых размеров и сушится.
Авиационный березовый шпон изготавливается толщиной 0,40; 0,55; 0,70; 0,95; 1,15 и 1,5 мм, длиной от 1100 мм и более с градацией через 50 мм и шириной от 230 мм.
Авиационная фанера
Из фанеры изготавливаются многие детали самолетов и в частности обшивки фюзеляжа, крыла, центроплана, хвостового оперения, нервюр и шпангоутов.
Широкое применение фанеры в самолетостроении обьясняется ее сравнительно высокой однородностью, большой механической прочностью и выгодной формой, позволяющей легко использовать ее в конструкции. В самолетостроении применяют в основном березовую фанеру и частично ольховую.
Фанера изготавливается листами. Толшина листов 1,0; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0; 8,0; 10,0; 12,0 мм, ширина (поперек волокон рубашки)800 мм и более, длина (вдоль волокон рубашки) - 1000 мм и более.
Фанера склеивается из шпона в специальных прессах, причем наружные слои шпона (рубашки) должны быть из целого листа шпона, внутренние же слои могут быть составлены по ширине из полос шпона шириной не менее 100 мм.
Физико-механические свойства фанеры зависят от качества шпона, клея правильности проведения технологического процесса ее изготовления.
В следующей таблице приведены характеристики физико-механических свойств фанеры:
Толщина фанеры
|
Число слоев
|
Обьемный вес фанеры г/см3 склеенной
|
Растяжение вдоль волокон рубашки кг/см2 склеенной
|
Скалывание по склейке
|
Бакелитовой пленкой и смолой
|
Белковыми клеями
|
Бакелитовой пленкой и смолой
|
Белковыми клеями
|
Бакелитовой пленкой и смолой
|
Белковыми клеями
|
1 сорт
|
2 сорт
|
В сухом состоянии
|
После кипячения в течение часа
|
В сухом состоянии
|
После кипячения в течение часа
|
1,0
|
3
|
0,80
|
0,70
|
750
|
650
|
700
|
-
|
16
|
-
|
8
|
1,5-2
|
3
|
0,80
|
0,70
|
750
|
650
|
700
|
18
|
16
|
15
|
8
|
2,0
|
5
|
0,80
|
0,70
|
750
|
650
|
700
|
18
|
14
|
15
|
7
|
2,5
|
3
|
0,80
|
0,70
|
750
|
650
|
700
|
18
|
14
|
15
|
7
|
2,5
|
5
|
0,8
|
0,7
|
750
|
650
|
700
|
18
|
14
|
15
|
7
|
3,0-4,0
|
3
|
0,8
|
0,7
|
750
|
650
|
700
|
18
|
14
|
15
|
7
|
3,0-4,0
|
5
|
0,8
|
0,7
|
750
|
650
|
700
|
18
|
14
|
15
|
7
|
5,0
|
3
|
0,77
|
0,7
|
700
|
650
|
700
|
22
|
14
|
17
|
7
|
5,0
|
5
|
0,77
|
0,7
|
700
|
650
|
700
|
22
|
14
|
17
|
7
|
6,0
|
5
|
0,77
|
0,7
|
650
|
600
|
650
|
22
|
14
|
17
|
7
|
6,0
|
7
|
0,77
|
0,7
|
650
|
600
|
650
|
22
|
14
|
17
|
7
|
8,0
|
5 и 7
|
0,77
|
0,7
|
610
|
500
|
610
|
27
|
14
|
27
|
7
|
10,0
|
7
|
0,77
|
0,7
|
610
|
500
|
610
|
27
|
14
|
27
|
7
|
10,0
|
9
|
0,77
|
0,7
|
610
|
500
|
610
|
27
|
14
|
27
|
7
|
12,0
|
9
|
0,77
|
0,7
|
610
|
500
|
610
|
27
|
14
|
27
|
7
|
12,0
|
11
|
0,7
|
0,7
|
610
|
500
|
610
|
27
|
14
|
27
|
7
|
Облагораживание древесины
Простейшим видом облагораживания древесины является камерная сушка ее перед употреблением. Камерная сушка стерилизует древесину и уменьшает ее гигроскопичность.
Для повышения механических качеств и для снижения неоднородности древесины ее уплотняют прессованием. Прессуют или цельную или измельченную древесину. Но прессованая древесина при повышенных механических качествах имеет и повышенный обьемный вес, а под действием воды сильно разбухает. Поэтому такая древесина не находит широкого применения в самолетостроении.
Гораздо лучше материал, получаемый в результате прессования древесины при повышенной температуре в металлическом цилиндре, наполненном смолой. При этом древесина прессуется и одновременно пропитывается со всех сторон смолой. Полученный таким образом материал, называемый лигностоном, имеет повышенные механические качества и под действием влаги незначительно меняет форму. Но лигностон также не нашел широкого применения в самолетостроении, потому что дефекты строения древесины сильно снижают однородность материала, а отобрать для изготовления лигностона крупные заготовки без дефектов затруднительно. Лигностон, полученный прессованием измельченной древесины плохо сопротивляется растяжению, статическому и динамическому изгибам.
Наилучшие качества имеет облагороженная древесина, изготовленная методом горячего прессования шпона, пропитанного спиртовым или водным раствором специальных фенольно- или крезольно-формальдегидных смол. Из таких слоистых материалов в самолетостроении применяются дельта-древесина и балинит.
Дельта-древесина - это доски или листы, полученные горячим прессованием березового шпона, пропитанного смолой.
Для изготовления дельта-древесины применяют спиртовые смолы марок СБС-1 и СКС-1 и водоспиртовые смолы марок СБС-2 и СКС-2. Шпон прессуют под давлением 90-110 кг/см
3 при температуре около 150 градусов.
В производстве дельта-древесины используют березовый шпон толщиной 0,5-0,7 мм, причем через каждые 10 листов уложенных вдоль волокон рубашки листа или доски укладывается один лист поперек волокон. Обьемный вес дельта-древесины равен1,25-1,40 г/см
3.
Дельта-древесина применяется для силовых деталей самолета: лонжеронов, силовых шпангоутов, лопастей воздушных винтов и т. д.
Балинит производится аналогично производству дельта-древесины, но березовый шпон предварительно подвергается химической обработке, в результате которой получает усадку. При этом прочность шпона повышается в 2,5-3 раза. Шпон прессуют под давлением 50-70 кг/см
2 при температуре около 150 градусов. Содержание шпона в балините должно быть 75-85% и смолы 15-25% по весу. Обьемный вес балинита равен 1,2-1,45 г/см
3.
Источник: И П Бердинских М А Кузнецов "Производство деревянных самолетов" ОБОРОНГИЗ 1945