Строим  самолетэнциклопедия авиасамодельщика Soviet Ultralight and Homebuilt Aircraft Download aircraft line drawings Aircraft painting schemes www.stroim-samolet.ru   






ultralights for sale, aircraft parts



Изготовление оперения и рулевых поверхностей

Изготовление оперения

Технология изготовления элементов и последовательность сборки горизонтального оперения, в силовой набор которого входят лонжероны, стрингеры и нервюры, не отличается от изготовления элементов и последовательности сборки крыла.

При использовании в качестве наполнителя блоков из пенопласта (рис. 4. 12)



или трехслойной обшивки трудозатраты на изготовление оперения существенно уменьшаются. Форма сечения лонжеронов и стенок в этом случае выбирается такой, чтобы блоки приклеивались к ним по двум поверхностям, расположенным под углом 90° друг к другу.

Блоки изготавливаются из пенопласта, вырезанием их по шаблонам с помощью раскаленной нихромовой проволоки. Чем точнее они будут изготовлены и вклеены, тем меньше потребуется времени на зачистку оперения перед обклеиванием.

После сборки оперения поверхность пенопласта выравнивается шкуркой, приклеенной к пластине. Недопустимо зачищать другим способом, так как это ведет к появлению макронеровностей. После чего оперение обклеивается одним-двумя слоями стеклоткани. Для этого стеклоткань натягивается по профилю и аккуратно пропитывается эпоксидным клеем. Ткань предварительно прожигается в печи для удаления из нее слоя парафина.

Технология изготовления вертикального оперения принципиальных отличий не имеет.

Изготовление рулевых поверхностей

Рулевые поверхности СЛА в настоящее время могут выполняться по нескольким схемам.

Если лонжерон рулевой поверхности представляет собой швеллер, двутавр или прямоугольную балку, то его конструкция, а значит, и последовательность изготовления не отличается от оперения. Несущественное отличие может состоять в том, что его носок полностью эашит и не содержит типовых нервюр.

Более широкое применение находят тонкостенные трубчатые лонжероны, изготовленные из Д-16Т. Как правило, в силовой набор таких рулевых поверхностей, кроме лонжерона, входят только типовые нервюры. Нервюры к трубчатому лонжерону в данной схеме крепятся с помощью переходных колец.

На многих СЛА используются рулевые поверхности со сплошным заполнителем. Это объясняется простотой конструкции, уменьшением трудозатрат на изготовление и малым весом конструкции. Однако изготовление такой конструкции требует знания некоторых технологических приемов. Прежде всего, требуется высокая точность изготовления блоков, из которых склеивается рулевая поверхность. Вначале пенопласт (рис. 7. 11)



Рис 7.11 Изготовление блоков наполнителя для рулевых поверхностей

Рис 7.12 Разметка пенопласта перед разрезанием его на бруски


разрезается на отдельные бруски с таким расчетом, чтобы из каждого бруска впоследствии могло получиться два блока. Затем просверливается отверстие по диаметру трубчатого лонжерона, трубкой такого же диаметра с нарезанными в конце мелкими зубьями. Эту операцию лучше всего производить на токарном станке. При этом трубка с зубьями зажимается в патрон передней бабки, а пенопласт надвигается на трубку по заранее выставленному желобу с достаточно большой скоростью. Замедление приводит к привариванию пенопласта к трубке с образованием неровностей.

Желоб, по которому передвигается пенопласт, должен быть выставлен по высоте так, чтобы одна сторона блока не требовала дальнейшей обработки.

Для дальнейшей обработки блока в одно из двух отверстий, имеющихся в бруске (рис. 7. 12), вставляется труба (или непосредственно трубчатый лонжерон) и надеваются шаблоны профиля руля. Брусок, стороной, не требующей обработки, кладут на ровную поверхность стола и нихромовой проволокой, заправленной в рамку лучковой пилы, вырезают блок по шаблону. Затем его переворачивают и выравнивают небольшой участок, оставшийся необработанным в районе трубчатого лонжерона.

После изготовления всех блоков они надеваются на лонжерон и подторцовываются так, чтобы между блоками не было щелей.

Приклеиваются блоки к трубчатому лонжерону и склеиваются между собой с помощью эпоксидной смолы. После склейки поверхность руля сразу же кладется на ровную плоскость и остается в таком положении до полной полимеризации клея. Затем поверхность обклеивается 1-2 слоями стеклоткани.

по материалам: П.И.Чумак, В.Ф Кривокрысенко "Расчет и проектирование СЛА"



Владелец сайта не несет ответственность за результаты и последствия, полученные при попытках использования кем-либо данных технических и иных материалов данного сайта как руководство к действию для самостоятельного творчества.