Строим  самолетэнциклопедия авиасамодельщика Soviet Ultralight and Homebuilt Aircraft Download aircraft line drawings Aircraft painting schemes www.stroim-samolet.ru   






ultralights for sale, aircraft parts



Изготовление сверхлегких самолетов

Необходимое оборудование, инструмент и приспособления

Для изготовления любого летательного аппарата кроме материалов необходимо иметь помещение, инструмент, соответствующее оборудование и оснастку.

Размер помещений, необходимых для выполнения работ, зависит от числа членов коллектива, поставленных целей и задач. Однако можно указать минимальные размеры, при которых еще можно изготавливать СЛА. Длина помещения, не занятого оборудованием и станками, должна быть хотя бы на два метра больше самой большой по габаритам части самолета. Чаще всего это бывает крыло или, если оно имеет разъемы, то фюзеляж. Ширина помещения должна быть не менее 3... 4 м. При таких размерах помещения СЛА необходимо проектировать из отдельных частей (модулей), а окончательную сборку производить на открытой площадке. Однако изготовление СЛА в таком помещении сильно затруднено, так как исключается возможность стыковки и подгонки отдельных модулей друг к другу в процессе изготовления.

Для обеспечения работы коллектива в несколько десятков человек желательно иметь несколько помещений:

комнату для разработки проектов и изготовления рабочих чертежей, комнату для изготовления деталей узлов и элементов конструкции, помещение для сборки, нивелировки и доводки летательного аппарата.

Желательно, чтобы комната для проектирования была оборудована столами, кульманами, копировальным столом, чертежными приспособлениями.

Комната для изготовления деталей и узлов должна быть оборудована местами для выполнения слесарных и столярных работ, токарным и сверлильным станками, циркулярной пилой. Желательно иметь фрезерный станок. В этой комнате должны быть установлены шкафы для хранения инструмента, стеллажи - для конструкционных материалов и готовых узлов. Хорошо предусмотреть место с вытяжной вентиляцией для обработки пенопласта, выполнения работ с использованием эпоксидных смол и различных химических веществ.

Помещение для сборки частей и всего СЛА должно иметь размеры, позволяющие дополнительно разместить один или два стапеля и несколько рабочих мест для выполнения слесарно-сборочных работ.

Стапель - это оснастка для сборки крыла, оперения, фюзеляжа и других частей СЛА. Такой стапель (пример - рис. 7. 1) представляет собой станок с прямолинейными прогонами 1, стойки которого позволяют производить его нивелировку (выравнивание) в вертикальной и горизонтальной плоскостях.



Рис 7.1 Стапель для сборки частей самолета


Каждая из стоек стапеля, приведенного на рис. 7. 1, представляет собой узел, состоящий из основания 10, верхней балки 2, двух труб 8 (внутри которых расположены винтовые механизмы, состоящие из червяка 5 и ползуна 6), двух тандеров 7 с тягами 9. Основание 10 крепится к полу, к балке 2 крепятся прогоны 1. На прогонах свободно могут перемещаться поперечины 3 с пазами или накладками под лонжероны собираемого крыла или оперения.

Стапель должен быть снивелирован с точностью примерно ±1... 1,5 мм. Для выравнивания прогонов по высоте используются головки 4, хвостовики которых имеют резьбу. Эта регулировка производится до установки прогонов и в дальнейшем не повторяется. Выравнивают прогоны в горизонтальной плоскости с помощью тандеров 7. Эта регулировка делается после сборки стапеля и может повторяться в процессе его использования.

Для отклонения (при необходимости) на заданный угол концевой части крыла используются отклоняемые балки 12, крепление которых к прогонам 1 осуществляется с помощью шарниров 11. Изменение наклона балок 12 осуществляется: грубо - за счет перестановки болтов 13 и 16 на другие отверстия, точно - за счет изменения длины тяги 15 путем ввинчивания или отвинчивания наконечника 14.

Поперечины 3 выполняются заново к каждому конкретному изделию. Число их может быть различным. Непременное условие - они должны свободно перемещаться вдоль прогонов.

Описанная конструкция стапеля является всего лишь примером его конструктивного выполнения. В каждом коллективе может быть разработана своя конструкция с учетом имеющихся материалов и полуфабрикатов. Однако следует помнить, что точность изготовления крыла и других частей самолета зависит, прежде всего, от точности изготовления стапеля, на котором происходит сборка.

Если размеры помещения не позволяют установить несколько стапелей, то сборка фюзеляжа и оперения производится последовательно на стапеле крыла с соответствующей заменой поперечных элементов 3 данного стапеля.

Кроме стапеля, рабочих мест и инструмента при изготовлении СЛА используются различного рода приспособления для изготовления тех или иных элементов конструкции Их описание будет дано ниже.

Помещения должны быть хорошо освещены, оборудованы противопожарным инвентарем и аптечками для оказания первой медицинской помощи.

При выполнении всех видов работ должны строго соблюдаться требования техники безопасности.

по материалам: П.И.Чумак, В.Ф Кривокрысенко "Расчет и проектирование СЛА"



Владелец сайта не несет ответственность за результаты и последствия, полученные при попытках использования кем-либо данных технических и иных материалов данного сайта как руководство к действию для самостоятельного творчества.